В целях осуществления мероприятий по борьбе с коррупцией законодательством установлены обязанности, которые государственные и муниципальные служащие обязаны соблюдать.
Действующим законодательством установлен широкий перечень ограничений, при возникновении которых служащий не может находиться на службе.
К таким ограничениям относятся случаи признания служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; наличия заболевания, препятствующего прохождению службы, выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.
Наибольший интерес представляют ограничения, которые налагаются на служащего после его увольнения и связаны с его дальнейшим трудоустройством.
Суть указанных ограничений состоит в том, что гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров, сообщать новому работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, после увольнения со службы указанного требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора, заключенного с указанным гражданином.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом законом.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Обращаем внимание работодателей на два основополагающих факта:
1. Сообщать о заключении договора необходимо только в том случае, если с момента увольнения бывшего служащего прошло менее 2 лет;
2. должность государственного или муниципального служащего включена в перечень должностей, обязанных предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Данные перечни размещены на официальных сайтах органов и находятся в свободном доступе.
Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
Оформляется такое сообщение на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой или гражданско – правовой договор. Подпись заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
В случае, если с лицом заключен трудовой договор в сообщении должны содержаться сведения о фамилии, имени и отчестве гражданина; числе, месяце, годе и месте его рождения; должности государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (указанные сведения отражаются в соответствии с трудовой книжкой); наименование организации, также указываются данные о дате и номере приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу; дате заключения трудового договора и срок, на который он заключен; наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору и его должностные обязанности.
В случае, если с лицом заключен гражданско–правовой договор, помимо сведений идентифицирующих служащего необходимо отразить информацию о дате и номере гражданско-правового договора; его сроке, предмете с кратким описанием работы (услуги) и ее результата и стоимости работ (услуг) по гражданско-правовому договору.
Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на граждан до 4 тыс. руб.; на должностных лиц до 50 тыс. руб.; на юридических лиц до 500 тыс. руб.
Прокуратура Ломоносовского района
С 1 января 2021 года в законодательство в сфере противодействия коррупции внесены изменения, согласно которым расширен перечень сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые подлежат ежегодному декларированию государственными и муниципальными служащими (Федеральный закон РФ от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Цифровая валюта признается имуществом и сведения о ее наличии, а также о расходах на приобретение цифровых финансовых активов, цифровой валюты обязательно необходимо представлять в установленном порядке. Цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также цифровая валюта признаны иностранными финансовыми инструментами, владеть и пользоваться которыми запрещено включенным в установленные перечни государственным служащим и иным категориям должностных лиц, а также их супругам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» цифровые финансовые активы это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.
Цифровая валюта – совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются или могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства или международной денежной или расчетной единицей, или в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
Сделки по приобретению цифровых финансовых активов, цифровой валюты отнесены к сделкам, совершение которых подпадает под контроль, установленный Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта – к иностранным финансовым инструментам, владение или пользование которыми запрещено лицами, принимающими по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.
Доход от продажи цифрового финансового актива, цифровых прав и цифровой валюты с 1 июля 2021 года подлежит отражению в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Прокуратура Ломоносовского района
Федеральным законом от 24.02.2021 № 16-ФЗ внесены изменения в примечания к статьям 201 («Злоупотребление полномочиями») и 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
Должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ теперь признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
В статьях главы 23 и статье 304 УК РФ лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в пункте 1 примечаний к статье 285 УК РФ, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
Прокуратура Ломоносовского района
О мерах по предупреждению коррупции в организациях
Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции прямо закреплена статьей. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В рамках указанных требований закона в организациях разрабатываются и утверждаются антикоррупционные документы, в том числе положение о комиссии по противодействию коррупции, кодекс этики и служебного поведения работников, положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организации, план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение и выявление коррупции.
Кроме того, положения о противодействии коррупции могут включаться также в трудовые договоры с сотрудниками и в договоры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности организации.
Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для определенной категории лиц, работающих в организации, в том числе руководства организации; лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; работникам, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лицам, осуществляющих внутренний контроль и аудит и т.д. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных трудовым законодательством, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
Прокуратура Ломоносовского района
Противодействие коррупционным проявлениям при отбывании уголовного наказания в виде лишения свободы
В соответствии с положениями статей 79, 80 Уголовного кодекса Российской Федерации лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, могут быть условно-досрочно освобождены либо им заменена неотбытая часть наказания более мягким видом наказания, не связанным с лишением свободы.
Рассматривая такие ходатайства суды учитывают поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения либо замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Иные основания, не указанные в законе, например, такие, как наличие прежней судимости, мягкость назначенного наказания, непризнание осужденным вины, кратковременность его пребывания в одном из исправительных учреждений и т.д., не могут учитываться при разрешении данного вопроса и служить основанием для отказа в условно-досрочном освобождении либо замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Таким образом, примерное поведение и исполнение возложенных на осужденного обязанностей является главным и единственным основанием применения к нему условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
При этом, предложения со стороны каких-либо иных лиц, сотрудников уголовно-исполнительной системы или осужденных, об оказании помощи в условно-досрочном освобождении и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, являются незаконными и влекут установленную законом ответственность. Также являются незаконными просьбы осужденных, обращенные к должностным лицами администрации исправительных учреждений, об оказании помощи в данном вопросе.
В случае поступления к осужденному, его родным или близким лицам либо сотруднику уголовно-исполнительной системы предложения об оказании за вознаграждение помощи в условно-досрочном освобождении либо замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания необходимо сообщать о данном факте в правоохранительные органы.
Кроме того, согласно требованиям статей 9 и 13 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», неуведомление государственным или муниципальным служащим о фактах склонения его к совершению коррупционных деяний, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности. Равным образом граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут установленную законом ответственность.
Прокуратура Ломоносовского района
Изменен круг субъектов, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности.
Федеральным законом от 24.02.2021 № 16-ФЗ внесены изменения в статью 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление должностными полномочиями).
В соответствии с принятыми поправками за злоупотребление должностными полномочиями несут ответственность должностные лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции:
- в государственных органах;
- в органах местного самоуправления;
- в государственных и муниципальных учреждениях;
- в государственных внебюджетных фондах;
- в государственных корпорациях, государственных, публично-правовых компаниях;
- на государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
- в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления;
- в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»);
- в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.02.2021 № 18-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации «pravo.gov.ru» 24.02.2021 и вступил в силу 25.02.2021.
Прокуратура Ломоносовского района
Ответственность за вымогательство взятки»
Законодательством предусмотрена уголовная ответственность за вымогательство взятки.
Под вымогательством взятки следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).
В соответствии с пунктом «б» ч. 5 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации виновное лицо может быть подвергнуто наказанию в виде:- штрафа в размере от 2 миллионов до 4 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 2 до 4 лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет;- лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.Если вы столкнулись с фактом вымогательства взятки необходимо обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.
Заявление на бумажном носителе составляется в произвольной форме.Правоохранительные органы обязаны провести проверку по вашему заявлению и вынести процессуальное решение (о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении). В случае несогласия с принятым решением вы вправе обжаловать его прокурору, руководителю следственного органа, либо в суд.
Кроме того, обращаем внимание, что примечанием к статье 291 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица.
Прокуратура Ломоносовского района
Положения антикоррупционного законодательства при возникновении конфликта интересов
Меры урегулирования конфликта интересов основываются на определении понятия «конфликта интересов», закрепленного в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которым «под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается сама возможность получения доходов в виде денег, иного имущества или каких-либо выгод, а не фактическое их получение. В то время как предложение взятки или иного вознаграждения или преимущества уже ставит работника в ситуацию конфликта интересов.
Согласно статье 11 Закона № 273-ФЗ лицо, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов путем уведомления в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации
Прокуратура Ломоносовского района
Вопросы правоприменения законодательства о противодействии коррупции
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон) работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За неисполнение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснены вопросы правоприменения.
В частности, сформулирована объективная сторона правонарушения, которая выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более 100 тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора работодателю госслужащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ, в течение 2-х лет после его увольнения с госслужбы.
При этом не является нарушением требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона несообщение работодателем представителю нанимателя (работодателя) бывшего госслужащего в случае перевода последнего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также при заключении с ним трудового договора о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство).
При уклонении работодателя от оформления с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора или его ненадлежащем оформлении виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 4 или 5 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокуратура Ломоносовского района
Ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплен ряд статей, устанавливающих ответственность за административные правонарушения в коррупционной сфере и направленных на борьбу с коррупционными проявлениями.
Статьёй 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирована ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Законодателем определено, что административно наказуемым деянием является незаконные передача, предложение или обещание денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав, которое дается от имени или в интересах юридического лица, и поступает должностному лицу, человеку, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации.
В свою очередь эти действия обусловлены совершением со стороны должностного лица какого-либо действия (или бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением, в интересах юридического лица.
Следует отметить, что санкцией части первой ст. предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо в трехкратном размере передаваемого или обещанного имущества либо трехкратного размера стоимости услуг, но не менее 1 000 000 рублей с обязательной конфискацией обещанного или передаваемого имущества либо дополнительным взысканием стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
За совершение правонарушения в крупном или особо крупном размере законодателем установлена более строгая ответственность вплоть до 100 кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, но не менее 100 000 000 рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 298-ФЗ статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена примечанием 5, направленным, в первую очередь, на профилактику и выявление коррупционных правонарушений и преступлений.
В рамках нововведений юридическое лицо освобождается от административной ответственности за правонарушение, если оно способствовало его выявлению, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Прокуратура Ломоносовского района