В конце марта 2012 года был принят Приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений».Согласно п.16. указанного Приказа, в образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов.
В ассортиментный перечень пищевых продуктов для торговли через торговые автоматы могут включаться:
- молоко питьевое стерилизованное витаминизированное, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков (молочные коктейли витаминизированные), с массовой долей жира до 3,5%, не требующее особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C), в асептической упаковке, массой нетто до 250 г;
- стерилизованные (термизированные) продукты на основе йогурта, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков с массовой долей жира до 4%, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C);
- творожные изделия (продукты), в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков с массовой долей жира до 10%, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C), в индивидуальной потребительской упаковке массой нетто до 125 г, с приложением пластмассовых ложечек;
- вода питьевая негазированная высшей категории в упаковке емкостью до 0,5 л;
- напитки безалкогольные негазированные витаминизированные или сокосодержащие (кроме тонизирующих) в алюминиевых банках, полипропиленовых или ПЭТ-бутылках емкостью до 0,5 л;
- соки и нектары фруктовые и овощные натуральные (восстановленные витаминизированные или прямого отжима, без соли, консервантов и искусственных ароматизаторов) в индивидуальной потребительской упаковке из полимерного или комбинированного материала емкостью до 0,33 л.
В качестве комментария к процитированному пункту Приказа добавим следующие важные выводы:
1. Законодатель установил исчерпывающий перечень продуктов, которые можно реализовывать посредством торговых автоматов в образовательных учреждениях. Этот перечень не может быть расширен инициативой предпринимателя или же решением администрации образовательного учреждения. Таким образом, отрицательным будет и ответ на вопрос «можно ли установить пирожковый или любой другой автомат, готовящий продукты».
2. У предпринимателя может возникнуть вопрос: возможна ли реализация указанных в перечне напитков (воды, сока, молока и т.д.) в розлив (наливным путем) через соответствующие торговые автоматы? Однозначный ответ – нет. Законодатель четко указал, что все напитки должны реализовываться только в индивидуальной упаковке (при этом указан объем упаковки и возможные варианты ее реализации).
3. Законодатель установил не просто исчерпывающий перечень продуктов, но и четкие требования к данным продуктам. Несмотря на то, что Приказ этих требований не содержит, в нем есть прямое указание на соответствие сырья и продуктов, используемых в питании обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции, техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей, техническим регламентом на масложировую продукцию, Единым требованиям, СанПиН 2.3.2.1940-05, СанПиН 2.3.2.1078-01. Также следует обратить внимание на следующие документы: ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА СОКОВУЮ ПРОДУКЦИЮ ИЗ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ (РЕШЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА, КОМИССИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА от 9 декабря 2011 г. N 882) и ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА «О БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ» (РЕШЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА от 9 декабря 2011 г. N 880) (оба документа вступают в силу с 1 июля 2013 года).
Проблемные вопросы и дискуссия
Одним из проблемных вопросов, который возникнет в самом ближайшем будущем – это вопрос о распространении данного Приказа и перечня на такие образовательные учреждения как ВУЗы, ПТУ, колледжи и др. учреждения «взрослого» образования. Если положительно ответить на данный вопрос, то многочисленные кофейные автоматы, автоматы горячей еды, автоматы газировки станут «вне закона», что конечно, не устроит многочисленных предпринимателей, да и потребителей тоже. Посудите сами, люди, пришедшие на курсы, скажем, второго высшего образования не будут рады молоку, творожкам и йогуртам (даже если это и полезные продукты для любых возрастов), как альтернативе кофе и сэндвичам.
Таким образом, Приказ не дифференцирует потребителей по возрастам, и нам остается полагаться на здравый смысл. Рискнем предположить, что положения Приказа не должны распространяться на «взрослые» образовательные учреждения. |